alt 



Компания  "РОСТОК"  участвовала в научно-технической выставке "Железнодорожная техника и технологии перевозок-2013" , проходившей в Днепропетровском национальном университете железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна (ДИИТ). Генеральный директор ООО «РОСТОК»  Кодичев Вадим рассказал о новых разработках станков и технологий для механической обработки литых деталей тележки грузового вагона. По результатам конференции сторонами (ООО «РОСТОК» и Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна  (ДИИТ)) подписано соглашение о сотрудничестве в сфере внедрения новейших научных разработок железнодорожных предприятий России и стран СНГ. 

      Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна является одним из ведущих транспортных учебных и научных учреждений на территории СНГ и Восточной Европы. За более чем 80 лет существования университет подготовил около 80 тыс. высокопрофессиональных специалистов железнодорожной отрасли. О нем знают не только в стране, но и далеко за ее пределами. Наряду с подготовкой кадров неотъемлемой частью университета является его научная деятельность. Накануне очередного заседания Совета по железнодорожному транспорту государств участников Содружества, редакция нашей газеты обратилась к ректору университета, доктору технических наук профессору А.Н. Пшинько и проректору по научной работе С.В. Мямлину с просьбой рассказать об основных направлениях международной научной деятельности. 

Приоритетным направлением работы Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна (ДИИТ) является научная деятельность. Научно-исследовательские работы (НИР) выполняются на контрактных условиях, прежде всего, для потребностей железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения. В настоящее время научная деятельность университета представлена 17 отраслевыми научно-исследовательскими лабораториями, научно-исследовательским институтом подвижного состава, пути и транспортных сооружений, двумя испытательными лабораториями, испытательным центром, проектно-конструкторским и технологическим бюро по проектированию и модернизации подвижного состава, пути и искусственных сооружений, специализированным проектно-конструкторским и технологическим бюро железнодорожного транспорта «Инфратранспроект-ДИИТ», центром гендерных исследований, научной лабораторией украиноведения «Светлица». Исследования проводятся как в техническом, так и в экономическом и гуманитарном направлении.

Испытательный центр вместе с испытательными лабораториями, кроме национальной системы сертификации, аккредитован в Регистре сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации, в добровольной системе сертификации РФ, в системе «Дженерал Электрик» (США), в системе Министерства транспорта Литвы, завершает аккредитацию в Республике Казахстан.

Ежегодно университет выполняет свыше 250 научно-исследовательских работ по заказу предприятий. В последнее время объем средств, который поступает от иностранных заказчиков, составляет около трети всего финансирования, а заказчиками НИР являются предприятия, организации и учреждения практически из всех стран СНГ и Балтии, Польши, Китая, Германии, Чехии, Венгрии, Франции, Ирана, Пакистана, Египта, Южной Кореи и Соединенных Штатов Америки.

Для исследований, которые проводятся университетом, используется современное оборудование и устройства:

– экспериментальный полигон на ст. Илларионово Приднепровской железной дороги с горкой и ударным стендом для ресурсных испытаний вагонов, локомотивов и специальной техники;

– четыре вагона-лаборатории на базе пассажирских вагонов для проведения динамических испытаний и испытаний по воздействию на путь;

– два вагона-лаборатории на базе грузовых вагонов для определения жесткости пути и для тарирования железнодорожных мостов;

– стендовое оборудование на базе университета для проведения механических испытаний элементов подвижного состава и изделий для железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения;

– совместное стендовое оборудование университета и КБ «Южное» для проведения ресурсных испытаний элементов подвижного состава и вагонов в целом;

– уникальное сварочное оборудование для отработки соответствующих технологий сварки на базе научно-учебной лаборатории, созданной в университете совместно с Институтом электросварки имени Е.О. Патона НАН Украины.

Созданная материально-техническая база, система организации выполнения научно-исследовательских работ и кадровый потенциал позволяют университету удерживать лидерские позиции во время выполнения научных работ в области развития национальной транспортной системы, успешно работать на рынке научных услуг как в пределах Украины, так и на международном уровне. Университет является полноправным членом Международной и Евразийской ассоциаций университетов, Ассоциации неразрушающего контроля, Ассоциации производителей и потребителей железнодорожной техники, поддерживает научные контакты более чем со 130 зарубежными учреждениями, организациями и предприятиями, при поддержке правительства и в сотрудничестве с Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины «Укрзализныцей» принимает участие в реализации совместного европейского проекта «Магистр: «Интероперабельность/Безопасность/Сертификация» в области международного железнодорожного транспорта в Украине и Центральной Азии» (MISCTIF) по программе TEMPUS.

Необходимо отметить деятельность подразделений университета по научному сопровождению развития рельсового подвижного состава для железных дорог Украины, СНГ и Балтии, которая включает:

– предпроектные и проектные исследования рельсовых экипажей и элементов инфраструктуры железных дорог;

– теоретические исследования свойств нового и модернизируемого подвижного состава железных дорог и промышленного транспорта;

– экспериментальные исследования подвижного состава и организация полного комплекса приемочных и сертификационных испытаний.

Основные научные работы университета в настоящее время связаны также с транспортным обеспечением проведения в Украине чемпионата Европы по футболу Евро-2012.

Для перевозки пассажиров в рамках проведения финальной части чемпионата по футболу Евро-2012 в настоящее время Украина приобретает межрегиональные электропоезда производства компании «Hyundai Rotem» (Корея) и двухэтажные двухсистемные межрегиональные поезда производства «SkodaVagonka» (Чешская Республика). ДИИТ является головной научной организаций по проведению, совместно с компанией «Hyundai Rotem» и соответствующим Органом по сертификации железнодорожной продукции в Украине, приемочных и сертификационных испытаний электропоездов в соответствии с требованиями Технических заданий. Также подписан контракт на сертификационные испытания межрегиональных поездов производства «SkodaVagonka» для эксплуатации на железных дорогах Украины.

В инфраструктурных проектах университет выполняет статические и динамические испытания, а также техническое диагностирование железнодорожно-автомобильного моста через реку Днепр в городе Киеве на железнодорожном участке Киев – Московский – Дарница для введения его в эксплуатацию. Дарницкий мост уникален тем, что он является одновременно железнодорожным и автомобильным мостом. Его железнодорожная часть включает два пути, а автомобильная – шесть полос, то есть по три полосы в оба направления. В настоящее время Дарницкий железнодорожный мост служит сообщением с восточными городами страны (Харьков и Днепропетровск), и через него проходит транзитное сообщение большинства поездов международных маршрутов.

Университет также активно сотрудничает и с Советом по железнодорожному транспорту стран – участниц Содружества.

По заказу Дирекции Совета по железнодорожному транспорту стран – участниц Содружества сотрудниками университета выполнялись работы по разработке предложений по внесению изменений в нормативную документацию, которые позволят сократить сроки расчетов за пользование грузовыми вагонами в международном сообщении в соответствии с положениями Международных стандартов бухгалтерского учета. Также были разработаны предложения по внесению изменений в Правила комплексных расчетов по повышению экономической ответственности за несвоевременное проведение расчетов, внесены предложения по совершенствованию механизма компенсации за поврежденный до степени исключения подвижной состав и расчетов за арендованные вагоны. Предложены методы совершенствования технологии, нормативной базы и расчетов при передаче грузовых вагонов собственности других государств в третьи страны. Совместно с Украинской академией железнодорожного транспорта выполнены работы по организации на территории СНГ единой системы управления парком грузовых вагонов.

Последние несколько лет университет успешно сотрудничает с АО «Литовские железные дороги» в области испытаний европейской железнодорожной техники (тепловозы Siemens, электропоезда Skoda, рельсовые автобусы PESA), а также в сфере разработки и подготовки методического обеспечения по исследованию переходных режимов поездов и разработки тренажеров для повышения профессионального уровня работников железной дороги.

Преподаватели и ученые университета постоянно принимают участие в комиссиях и рабочих группах Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины «Укрзализныци», например, постояннодействующая комиссия по изучению влияния колес повышенной прочности на железнодорожные рельсы и элементы стрелочных переводов; рабочая постояннодействующая группа по внедрению серийной глубокой модернизации электровозов ЧС2 при выполнении капитально-восстановительного ремонта; рабочая группа для отработки вопроса продления нормативного срока службы грузовых вагонов с учетом технического состояния на максимально возможный срок их использования в перевозочном процессе в пределах железных дорог Украины; приемочная комиссия по вопросам проведения приемочных испытаний электровозов 2ЕЛ4, 2ЕЛ5; приемочная комиссия по вопросам проведения приемочных испытаний двухсекционных дизельных поездов 630М/630Мі для пассажирских перевозок и др.

Сотрудники университета являются членами научно-технического совета «Укрзализныци», на которых решаются самые актуальные проблемы отрасли. При «Укрзализныце» создан постояннодействующий Инвестиционный комитет, в состав которого вошли ректор университета Пшинько А.Н. и заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» Гненный Н.В. Комитет оценивает технико-экономическую эффективность проектов, которые подлежат финансированию за счет привлеченных средств.

Отраслевые лаборатории и Испытательный центр вовлечены практически во все новейшие разработки транспортного машиностроения. Сейчас проводятся работы по организации и проведению испытаний двухсистемных электропоездов производства ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» для скоростей движения до 200 км/ч. Разрабатывается конструкторская документация по строительству экспериментального образца 6-осной цистерны для перевозки нефтепродуктов для железных дорог с шириной колеи 1520 мм, опытный образец которой был представлен на выставке ЭКСПО-1520 в Щербинке в сентябре этого года.

В целом, на современном этапе университет на высоком уровне обеспечивает подготовку кадров, в том числе высшей квалификации, и научную поддержку железнодорожной отрасли Украины, а также имеет собственные ресурсы для развития. В 2011 году совместно с Приднепровским научным центром НАН Украины, Днепровским центром инновационного развития, Днепропетровским стрелочным заводом и технопарком «Машиностроительные технологии» создан инновационно-технологический кластер «Транспортное машиностроение и технологии перевозок».

Последующими направлениями развития научного потенциала университета являются:

– решение вопросов системной интеграции результатов научной работы в учебный процесс;

– создание на базе индивидуальной учебы студентов системы сквозной подготовки научных кадров от бакалавра к доктору наук (PhD);

– формирование новых научных школ в отраслях, приближенных к железнодорожному транспорту;

– расширение подготовки научных кадров, в том числе для потребностей иностранных учреждений, организаций и предприятий;

– обеспечение участия университета в международных научных проектах, в том числе в составе консорциумов;

– расширение площадей научных лабораторий и привлечение средств для приобретения дорогостоящего научного оборудования;

– внедрение системных мероприятий по коммерциализации объектов интеллектуальной собственности;

– обеспечение высокого уровня социальных стандартов для научных и научно-педагогических работников. 

Источник: Евразия Вести